Свадебное платье - из глубины веков до наших дней
Свадебное платье является, пожалуй, самым важным нарядом в
жизни девушки, ведь по тому, насколько долго и тщательно его
выбирают, он не сравнится ни с каким другим. Этот уникальное
одеяние несет в себе глубокий символический смысл, объединяя
веками накопленные традиции, отголоски прошлых поколений и
древнейшие обряды. Подвенечное платье надевают всего раз в
жизни, поэтому оно должно быть идеальным до мельчайших
деталей, а главное, быть именно таким, как хочется невесте:
ярким, необычным, запоминающимся.
Свадебное платье служит связующим звеном для многих поколений.
Сотни лет назад молодые девушки с тщательностью, свойственной
и современным невестам, шили свадебные наряды из цветов или
листьев, простой материи или дорогой парчи, расшивали их
бисером, ракушками, жемчугом или золотом, в зависимости от
происхождения, социального статуса невесты и обычаев ее
предков. В Древней Греции, которая является родиной
европейского свадебного наряда, девушки надевали длинное
платье "пеплос" из легкой материи, скрепленное на плечах
застежками. На голову невесты возлагали лавровый венок -
символ целомудрия, или покрывало цвета солнца. Белые наряды
жениха и невесты символизировали чистоту, радость и молодость.
В одежде ценилась, прежде всего, простота и гармония.
В Древнем Египте женщины надевали "калазирис". Этот наряд
представлял собой кусок материи, обертывавший фигуру от груди
до щиколоток, который поддерживался одной или двумя бретелями.
Основную роль в костюме египтянок играли украшения: амулеты,
магические подвески, ручные и ножные браслеты, кольца, бусы,
золотые диадемы и пояса, которые несли символическое значение
и были связаны с богами.
С упадком Рима на смену культу красоты человеческого тела
пришла эпоха аскетизма. Античная мягкость и пластика
драпировок сменились тяжелыми тканями, плотно покрывавшими
фигуру. Одежда скрывала естественные формы, поскольку земная
красота считалась греховной, а наслаждение ей - недозволенным.
Свадебный наряд византийской невесты состоял из туники длиной
до пят с длинными рукавами и высоким вырезом. Поверх нее
надевалась вторая. Обе богато украшались отделкой и вышивкой.
Для платья выбирались плотные тяжелые ткани разнообразных
цветов и оттенков, затканные золотом и украшенные драгоценными
камнями и жемчугом.
На рубеже XII-XIII веков общество стало более светским, одежда
- более облегающей. В эпоху позднего Средневековья (XIV-XV
вв.) идеалом красоты в Европе считались узкие покатые плечи,
хрупкость и утонченность. В Германии, Франции и Испании
женщины носили длинные, узкие, сковывающие движения одежды из
бархата или парчи, требующие наличия большого количества
застежек. Невесты надевали платья пурпурного, красного и алого
цветов. Остроугольные глубокие декольте, вуали, шлейфы и
рукава, порой опускающиеся до пола, также были неотъемлемой
частью костюма в период Готики. Дополняли наряд ботинки с
длинными носами.
Высокое Возрождение, центром которого является Италия,
полностью меняет каноны красоты: торжествуют пышные формы как
высшее проявление женственности. Свадебное платье вновь
учитывает пропорции и естественные изгибы тела. В верхней
части оно мягко облегает женскую фигуру, не сковывая движений,
а от талии к низу расходится легкими складками. Роскошные
платья из белого атласа или серебристой парчи расшиваются
драгоценными камнями и жемчугом. Считалось, что жемчуг
укрепляет семейные узы, поэтому невесты вплетали его в волосы,
носили жемчужные нити, ожерелья и браслеты.
Веком позже стиль рококо, появившийся сначала во Франции, а
затем и в остальных странах Европы, приносит на смену
классическим нарочито сложные, извилистые формы. В моду входят
напудренные парики и невероятные прически, стоящие
парикмахерам немалых трудов, огромные головные уборы, глубокое
декольте и корсеты. Платья на кринолинах украшаются легкими
кружевами, рюшем, бантами, цветами и лентами. При дворе
принято носить шлейфы, длина которых определяется статусом
невесты. Царит эпоха игривой искусственности, в период которой
наиболее ценятся миниатюрность и изысканность.
В конце XVIII - начале XIX века им на смену приходит античный
идеал красоты. Происходит резкая перемена во вкусах. Стиль
Ампир приносит с собой платья из тонкой струящейся ткани с
завышенной талией, которые мягко обволакивают фигуру. Глубокое
декольте выразительно очерчивает грудь, а короткие рукава
обнажают плечи. Свадебные платья шьют из белого атласа, поверх
которого пускается воздушная органза или другая прозрачная
материя. Дополняют наряд белые длинные перчатки. В образе
невесты подчеркивается легкость, нежность и мечтательность.
В середине века линия талии опускается, возвращается корсет, а
юбка вновь становится пышной - в моде кринолин. Свадебное
платье украшается бантами и кружевами. Немного позднее в моду
входят турнюры, которые зрительно увеличивают заднюю часть
платья при помощи каркаса или подушечки. Большую популярность
приобретают банты, драпировки, воланы, оборки и шлейфы.
К концу XIX удобство и простота одерживают верх: невеста
надевает на свадьбу элегантное платье с высоким вырезом или
кружевной вставкой на месте декольте и слегка расклешенной
юбкой. Исчезают кринолины, турнюры, вышивки и банты.
В XX веке свадебное платье претерпевает кардинальные
изменения. Прежде всего, это касается длины. В начале века оно
едва приоткрывает лодыжки, что по тогдашним меркам считается
неслыханной дерзостью, в 60-е годы появляются прямые и
свободные "платья-рубашки", а затем наступает пора шокирующего
мини, впоследствии прочно укоренившееся в гардеробах модниц.
Идеал красоты, а вместе с ним и фасон платья, всегда
динамичен. В 20-е годы это угловатая девушка-подросток в
простом платье с приспущенной талией и шляпке-котелке, в 30-е
годы она романтична и женственна; в 40-е одежда становится
более строгой, преобладают четкие линии. В 50-е романтичный
стиль вновь вступает в свои права: длинные юбки,
туфельки-тапочки и приспущенная талия создают образ нежной
девушки с легкой походкой. Законодателем моды объявлен Диор,
который одевает женщин в приталенные платья с пышной юбкой до
колен. 60-е можно справедливо назвать периодом минимализма в
моде. Платье вновь укорачивается и приобретает более четкую и
лаконичную форму, при этом количество деталей сводится к
минимуму. В 70-х появляется стиль хиппи с потертыми джинсами,
вышитыми кофточками и массовым увлечением фольклорными
мотивами. Начало 80-х отмечено возвращением стиля ретро, на
смену которому стремительно приходит спортивный стиль одежды,
символизируя активный образ жизни и уверенную жизненную
позицию.
Современная мода на свадебные платья стала более гибкой, в ней
могут объединяться и смешиваться различные стили и
направления, от готики и барокко до авангарда. В ней нет
стандартных решений, и фасон наряда целиком зависит от нашего
вкуса, настроения и фантазии. Выбор свадебного платья
открывает широкое пространство для творчества, ведь в день
свадьбы невеста может предстать современной активной деловой
женщиной или романтичной мечтательной девушкой-хиппи,
средневековой принцессой или греческой богиней.