Как оформить прибыль?
Перед Новым годом количество заказов у декор-компаний вырастет вдвое, а выручка - вчетверо
Дария Исакова
«Инвестгазета» №48, 7 декабря 2009
Недавно наш постоянный клиент привел к нам в студию свою будущую невестку, чтобы она неделю поработала и определилась, хочет ли самостоятельно заниматься таким бизнесом», - рассказала Светлана Кирьязова, директор студии «Мелодія квітів», специализирующейся на флористике и праздничном декоре. Если девушке это занятие придется по душе, он профинансирует ей открытие подобной студии. Таких примеров сегодня множество. Поэтому неудивительно, что декор причисляют к списку малодоходных «женских» бизнесов, которыми занимаются жены и дочери бизнесменов с целью самореализации.
Но сейчас флористика и оформительство активно меняют свой имидж. С каждым годом в Украине появляется все больше декор-компаний, предлагающих широкий спектр услуг и работающих с рентабельностью 10-20%. Среди их клиентов - гостиницы, рестораны и бизнес-центры, предпраздничные заказы которых многократно увеличивают доходность декораторов.
Структура красоты
Формирование рынка оформительских услуг в нашей стране приходится на середину 90-х годов, вспоминает Евгения Фурман, директор дизайн-студии «Музыка цветов». Его развитие начиналось с новогоднего декора: иллюминаций, украшения игрушками и т. д., а также декора для интерьера. Качество предоставляемых услуг было посредственным. Со временем ситуация изменилась. Предприниматели, увидевшие в этом бизнесе потенциал, стали подходить к нему более серьезно. Число таких предпринимателей год от года увеличивалось. Сегодня, по словам Светланы Кирьязовой, только на киевском декор-рынке работают около ста двадцати компаний. Это многопрофильные предприятия, для которых оформительство является одним из весьма доходных направлений бизнеса. Среди них - флористические агентства, цветочные салоны, а также компании, занимающиеся импортом игрушек и других элементов декора в Украину.
Наценка реализаторов на импортированный товар, как правило, составляет 300-400%
Основное занятие последних заключается в посещении выставок в Германии, Франции, Италии и закупке представленных там элементов декора, произведенных в Китае, Индонезии, на Тайване и Филиппинах. Затем они реализуют этот товар в розницу отдельным покупателям и оптом - профессиональным оформительским студиям. Среди крупнейших продавцов декора в Украине называют компании «Тенденс», «Зеленая галерея», «Украфлора».
Порой некоторые реализаторы вместе с товаром предлагают клиентам услугу по оформлению, чем вызывают негодование профильных декор-компаний. Во-первых, они не являются профессиональными дизайнерами, поэтому качество их услуг оставляет желать лучшего. Во-вторых, этим они отнимают хлеб у декораторов, которым вдвойне обидно, учитывая, что доходность продавцов декора выше доходности оформителей. Наценка реализаторов на импортированный товар, как правило, составляет 300-400%. В стоимость услуг оформителей, помимо цены игрушек, входит еще и стоимость работы, расходы на транспорт, оплата труда исполнителей заказа. В среднем инвестиции на открытие предприятия, специализирующегося на декоре, составляют $400-500 тыс..
Охота на клиента
Делать большую наценку оформители себе не позволяют, поскольку в условиях серьезной конкуренции это грозит потерей постоянных клиентов, что особенно нежелательно в преддверии новогодних праздников. Новый год - золотое время для декораторов. По словам Евгении Фурман, количество заказов в предпраздничный период увеличивается на 60%.
«Обычно мы уже имеем представление об объеме работы перед Новым годом и в соответствии с ним делаем заказ на материал за рубежом. Если чего-то не хватает, докупаем у местных реализаторов», - рассказала Светлана Кирьязова.
Для того чтобы декор-компания могла построить прогноз относительно масштабов работы, ей необходимо иметь сформированную клиентскую базу. Найти клиента и получить заказ непросто, признаются участники рынка. Конечно, можно сотрудничать с мелкими заказчиками, к примеру, небольшими ресторанами, которые обращаются к декораторам только накануне праздников и готовы при этом платить от $1-3 тыс. Совсем другое дело - бизнес-центры и отели высокого класса, которые являются клиентами оформителей круглый год, заказывая у них декор помещений и номеров. Перед новогодними праздниками их бюджеты на оформление возрастают в разы. «К примеру, если обычно за наши услуги один из столичных бизнес-центров платит нам 5 тыс. грн. в месяц, то в предновогодний период - 20 тыс. грн.», - поделилась директор студии «Мелодія квітів». Но для того чтобы получить заказ от отеля уровня «Опера», «Интерконтиненталя» или Hyatt, декор-компании еще предстоит выиграть тендер. Конкуренция в данном случае колоссальная. По словам Светланы Кирьязовой, в тендере на оформление помещений столичной пятизвездочной гостиницы «Интерконтиненталь» участвовало шестнадцать компаний. Оценивали их по стоимости услуг, качеству выполнения предыдущих проектов, а также по месторасположению. Последнее очень важно, поскольку часто у клиента возникает потребность в быстрой доставке элементов декора или в оперативном исправлении каких-либо фрагментов оформления.
Падшее совершенство
Впрочем, даже наличие именитых заказчиков не спасло украинских декораторов от влияния финансово-экономического кризиса. Если раньше гостиницы меняли оформление одного номера под каждый новый заезд, порой - три-пять раз в неделю, то сейчас это происходит раз в месяц. По словам Евгении Фурман, все цены на декор привязаны к евро или доллару. Соответственно, учитывая девальвацию, стоимость в гривне увеличилась. В то же время на подготовку помещений к Новому году сейчас мало кто из крупных клиентов готов выделить даже $10 тыс., что раньше являлось минимальным бюджетом. В большинстве случаев заказчики просят декор-компании работать со старым материалом, что доставляет последним немало хлопот - как физических, так и материальных.
Между тем участники рынка называют декорирование очень перспективным бизнесом и, невзирая на кризис, пророчат ему светлое будущее. Его развитие продолжается, а работающие на рынке компании с каждым годом сужают свою специализацию и повышают качество услуг. Если этот оптимизм оправдается, невестка постоянного клиента «Мелодія квітів» порадует своего спонсора не только активной занятостью, но и возвращением инвестиций.
Паспорт отечественного рынка декора
$500 тыс. - составляет средний объем инвестиций в открытие декор-студии.
10-20% - показатель рентабельности бизнеса на декоре.
120-150% составляет наценка на импортный материал для декора, который используют компании-оформители.
На 60% увеличивается число заказов декор-компаний в предновогодний период.
Источник: http://www.investgazeta.net/kompanii-i-rynki/kak-oformit-pribyl-158021/